вторник, 24 февраля 2015 г.

Играем с годовичком. Советы бывалых.

Сразу предупрежу, что я никакой не эксперт, а просто мама трех детей, старшему из которых - 16 лет (то есть опыт есть), а младшему - год и три (значит, кое-что еще помню). Я бы сказала, что под словом "играть" может скрываться три совершенно разных понятия - играть-занимать, играть-развивать и играть-общаться. Вот вам сложный по виду, но простой по смыслу план действий, объясняющий, что я имею в виду.

1. Играть-занимать. Для ребенка игра - основное занятие в жизни. Не играет он, пожалуй, только когда спит. Все остальное время ребенок играет, причем значительную часть этого времени он способен занять себя сам. Если только  не сталкивается на своем пути с тотальными запретами: то нельзя, сюда не лезь, это не трогай. Если малыш находится в относительно безопасной среде, где ему можно почти все - занимать его не нужно. Он сам себя займет. И родителей тоже займет - уборкой после своих игрищ в кухонных шкафчиках, например. Что нужно?
а) не ограничивать ребенка специально созданными игрушками - они интересуют его гораздо меньше любых других предметов, встречающихся в быту;
б) позволить ему свободу перемещения и самовыражения (в рамках разумной безопасности, само собой);
в) обеспечить насыщенное впечатлениями пространство.



2. Играть-развивать. Вообще-то я уверена, что любое занятие ребенка - развивающее, даже
если мы пользы в нем не видим, и пункт первый вполне способен ребенка развить. Но все же иногда нам - родителям, охота чего-нибудь там поразвивать. Что нужно?
а) развивающая игрушка\игра должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка. То есть дать пирамидку малышу надо тогда, когда он ее еще не способен разобрать-собрать, но и не за полгода до этого.  Если он уже может все с ней сделать - то развития не будет, а если дать слишком рано - не будет смысла.
б) не надо тыкать ребенка носом в эту злосчастную развивающую игрушку, если он особо к ней не потянулся сразу. Просто поиграйте этой пирамидкой\сортером\вкладышем\мячом, сидя рядом с дитятей. Раз, другой, третий - глядишь и он заинтересуется.
в) не ждите, что он сразу начнет использовать игрушку по назначению. Мне кажется ничего страшного не будет, если для начала поиграть зверюшками из вкладышей, а потом уложить их по местам со словами "котик живет здесь, а коровка здесь". Диски от пирамидки можно катать и крутить, как волчки, а палочкой от пирамидки можно стучать, как молотком. Кто сказал, что это менее развивающее занятие, чем нанизывание?
г) игрушки (как развивающие, так и обычные) имеет смысл время от времени прятать от ребенка для возрождения интереса к ним. Еще лучше, мне кажется, меняться игрушками с друзьями. Но это, наверное, другая тема.

3. Играть-общаться. Это может быть и общение во время того, как ребенок вроде бы занимает себя сам, но при этом требует, чтобы мама находилась рядом. Это может быть и общение во время развивающих игр-занятий. А может быть и просто веселуха-бесилово. Всякие там "идет коза-рогатая", и "баран-бук", и подкидывания к потолку, и щекотания-обнимания. Любому нормальному человеку ясно, что пользы от таких игр никак не меньше, чем от тех, что попадают во второй пункт. А то и больше. Что нужно?
а) настроение для игры, искренне желание повеселиться;
б) способность раскрепоститься и расслабиться. Не стесняться быть идиотом. Это весело.

Вообще главное правило для игры с ребенком, независимо от того, в какой пункт эта игра попадает: интересно должно быть и ребенку и взрослому. Иначе игры не будет, а будет муштра и "воспитательные момэнты". Как ни странно, сделать игру интересной для ребенка легче, чем для самого себя. По дороге во взрослость мы потеряли знание о том, что нас радует, способность веселиться и радоваться мелочам. Какое счастье, что у нас есть такие учителя как дети. Они напомнят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий