четверг, 23 июля 2015 г.

неДетская проблема: что почитать?

Как маме трех детей, бывших в детстве заядлыми читателями, мне часто задают вопрос "Что почитать ребенку?". Делюсь.
Главное в книге для маленького ребенка (давайте пока поговорим о возрасте с полугода до 2 лет) - иллюстрации. Стихи и сказки, которые мне нравятся, но не имеют достойного оформления, я просто рассказываю в дороге. Или за столом - рисуя по ходу рассказа иллюстрации своими руками. Или вылепливая их из пластилина: с "Колобком", например, это под силу любому.  С другой стороны книги с хорошими иллюстрациями, но странным текстом (такое случается) можно просто рассматривать, рассказывая что-то свое. То же самое мы делаем с книгами на неизвестных иностранных языках (из секонд-хенда).
Какие же тексты я - безусловно, субъективно - считаю хорошими? Книги каких авторов ищу на полках магазинов и библиотек? Чьи произведения скачиваю из сети и учу наизусть, чтобы порадовать Степашку в маршрутке?
В основном это, конечно, поэты. Прозаические тексты Степа тоже слушает, но все-таки в поэзии кроме смыслового наполнения присутствует еще и ритм, игра, образность. Мне кажется, это важно для малыша. Первое требование к стихотворению - оно должно нравится мне. Тогда я смогу прочесть его так, что оно понравится и ребенку. Мне нравятся забавные ироничные стихи с изюминкой, необычным поворотом сюжета. Ну и конечно с интересным ритмом. Чтобы музыка в нем жила.
Вот Евгений Гуцало, например. Чудный сборник вышел в "Видавництві Старого Лева".

В темнім лісі ходить осінь.
В темнім лісі ходять лосі.
Лосенята, лось, лосиха
в лісі ходять тихо-тихо.
Та тихіше, аніж лосі,
в темнім лісі ходить осінь.

И прочее не менее чудесное. Оформление, кстати, великолепное. Рекомендую от души.
Хороши А-ба-ба-га-ла-ма-говские "Улюблені вірші" оба тома. Не все стихи мне там нравятся, но большая часть - да. Это об украиноязычном.

Теперь о русской детской классике. Это ведь отнюдь не только, да и не столько Маршак с Чуковским. До двух лет так точно.
Агния Барто - как ни крути, но без Тани с мячом и и кота в грузовике интеллигентному малышу никак.

Люблю Валентина Берестова. Его стихи для маленьких забавны и трогательны.

Маленький бычок,
Желтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
-Где же стадо? Мууу!
Скучно одному!

Хороша Ирина Токмакова, хотя у нее есть странные стихи про магнитофончик, но в основном - весьма:

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Очень люблю Ирину Пивоварову. У нее стихи как правило подлиннее, но Степа с удовольствием их слушает.

Как-то в разгаре цветущего лета
Маленький черный ученый жучок
Сшил себе платье из лунного света...
Видите, во-он пролетел светлячок!

Мило, правда?

Русские и украинские потешки - это на любителя. Старшим детям в свое время я такого не читала, брезговала народной псевдо-простотой. А вот Степе с удовольствием читаю про всяких гулей-люлей и сорок-белобок.
Из переводных, конечно, народные песенки разных народов: всем известные английские, норвежские, польские, шведские и прочие. Классика, как ни крути.

Очень хороши стихи Владимира Орлова: лиричны и забавны одновременно.

Первый солнечный денек,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти теплые часы,
А сосульки прозлезились
И повесили носы.


С самого моего собственного детства мне очень нравится армянская поэтесса Сильва Капутикян, правда, не во всех версиях перевода. Ой, чуть не забыла про Сапгира! У Романа Сефа много остроумных стихотворений. Еще я очень люблю Юлиана Тувима. "Паровоз" - это просто шедевр! Причем в разных переводах и на разных языках....

А знаете что? А заведу-ка я еще один блог. О детской литературе. И буду там делиться с вами нашими со Степой находками. Как вам такая идея? ;)

P.S. Таки завела: https://read-to-kid.blogspot.com/




Комментариев нет:

Отправить комментарий